Интервью с Брентом Спинером во время его приезда в Англию на конференцию Треккеров
Я бы хотел стать частным детективом. 3 мая 1997, Blackpool, Великобритания
По крайней мере он не тщеславен, так как если бы он был тщеславен, дело едва ли дошло до интервью в кроссовках, в широких штанах и джинсовой рубашке. Кроме того он приветствует нас зеванием и извиняется с опозданием реактивного самолёта - актёр Брент Спинер, ставший известным в роли андроида Дэйты в "Star Trek" только что прибыл из Лос-Анджелеса на конвенцию "Звёздного пути" "The Mission" на английский курорт Blackpool и сейчас немного устал. Тем не менее светлоголубые глаза за никельными очками Джона Леннона наблюдают за нами бдительно и задумчиво. Спинер не особо уважает интервью. Изображение самого себя, кажется, мало интересует его. Но оно - часть работы, и поэтому он идёт на интервью как профессионал.
Его карьера была с самого начала профессиональна, в конце концов у него была солидная основа (бродвейский актёр), но за пределами Star Trek известности ещё недоставало. Постепенно это меняется. Брент Спинер не только привлёк на себя внимание общественности в кино: роли взбалмошного профессора доктора Окуна в "Дне Независимости" и выйдя в открытое море вместе с Джеком Леммоном и Уолтерои Маттау в роли необщительного директора круиза Джина Годвина в фильме "В открытом море" (Out to Sea), но и на Бродвей, в роли отца республики Джона Адамса в историческом мюзикле "1776". Но не волнуйтесь, его служба в роли андроида Дэйты на USS Enterprise ещё не закончена, и, скорее всего, он также будет оживлён в роли доктора Окуна в запланированном продолжении "Дня Независимости".
Для Вас существует разница между европейскими и американскими фанатами?
Брент Спайнер : Нет. Абсолютно никакой. Все фэны мотивированны одним и тем же, их склонность к любому виду научной фантастики и Star Trek, и в сущности своей они все похожи.
Вы участвовали в двух больших фантастических фильмах, "День Независимости" и "Первый контакт", но сейчас, с фильмом "В открытом море" Вы делаете нечто совершенно иное. Вы прощаетесь с фантастикой?
Нет, не думаю. Я уверен, что мы снимем ещё один "Star Trek" и, возможно, я буду участвовать в продолжении "Дня Независимости". Я вообще не склонен к какому-либо жанру. Работа актёра есть работа актёра. Главное, надо решать проблемы, и не играет роли, фантастика ли это, или вестерн, или комедия, или ещё что-то. И не важно, что мне предлагают, если меня проект интересует, я за него берусь.
А что такое интересный проект? У Вас есть какие-то основные критерии, по которым Вы выбираете роли? Очень нечёткие. В основном - если я считаю это интересным, я это делаю, а если не считаю, то не делаю. Как Вы определите "интересный"? Что для Вас является испытанием?
Испытанием? Это всегда испытание! Если ты получаешь роль, это всегда риск, что ты не выяснишь, как к ней подойти. Ты никогда не можешь быть полностью уверен. Но если вопрос в том, что интересно - я отказывался от проектов, от сценариев, а из них получались замечательные фильмы. Просто дело в том, нравится ли мне сценарий, тогда я заинтересован.
Но по сценарию нельзя с полной уверенностью сказать, какой фильм из него получится?
Нет. Но если это хороший сценарий, как правило из него получается и хороший фильм.
Но в случае с "Первым контактом" сценарий постоянно изменяли - от первого впечатления никак нельзя было сказать, что в конце из этого получится...
Верно. Но процесс производства фильмов "Star Trek" совсем не такой, как у большинства фильмов. Мы, актёры, можем оказать большее влияние: мы видим сценарий, встречаемся и делаем наши замечания и говорим "получится" или "не получится", "здесь не достаточно характера", "здесь только действие, а где характер?", и так далее... Но ты никогда не знаешь, будет ли это в конце хороший фильм или нет.
Есть ли такая роль, которую Вы бы не стали играть ни при каких обстоятельствах?
Очень много ролей! Если роль скучна, я не хочу её играть. Если каждый может играть её, зачем это делать мне? Что для меня является вызовом, это роли, о которых никто не знает, что с ними делать. В основном, я получаю роли, которые чётко не определены, о которых продюсеры и режиссёры не знают, как с ними обращаться.
Для Вас важно, иметь право свободно развить роль?
Да. Если я не могу найти основание, я не хочу этим заниматься, а если это повседневная фигура, есть так много других актёров, которые могут воплотить её, так почему я? Для меня это должно выглядеть так, будто они не могут представить себе никого другого в этой роли и поэтому отдают её мне и полагают, что я смогу что-нибудь с ней сделать.
Значит, Вы страстный актёр, но если бы Вы не могли работать актёром, чем бы Вы хотели заниматься?
Оо, может дипломатией? Возможно, я бы хотел быть в дипломатическом корпусе, чтобы вести переговоры о проблемах. Это значит слушать, а в работе актёра именно в этом дело. Ты должен быть в состоянии, уметь слушать обе стороны и не судить слишком быстро, и это мне нравится. Но, к счастью, мне этого пока делать не приходилось.
А как насчёт политики? Вы как-то сказали, что хотите баллотироваться в Конгресс...
Да, что хочу баллотироваться в конгресс штата Техас. Моя идея состояла в том, что люди выбирают того, кого они знают, и если я буду баллотироваться в Техасе, меня бы знало больше людей, чем кого-либо иного, так что у меня были бы действительно неплохие шансы - не то, чтобы я в самом деле хотел сделать это.
Но как политик Вы должны были бы многое вложить...
Профессия актёра от этого не намного отличается. Общественность подла, нерешительна и быстро выносит приговор... В шоубизнесе как в политике: у каждого есть какое-то мнение о тебе, и они с удовольствием скажут тебе это в лицо: "Ты мне там не понравился. Мне не кажется, что ты был очень хорош". Как будто каждый - эксперт, в политике ли, в театре и кино ли! Так что ты должен крупно побороться, если ты - актёр, это одна из тех немногих профессий, когда тебя открыто каждый критикует, даже в газетах!
Критика Вас ранит?
Раньше это было неприятно для меня, но сегодня это меня вообще больше не интересует. Все критики противоречат друг другу. Одним нравится фильм, другим - нет, так что какая разница? Каждый может стать критиком, этому не надо учиться, и это только личные мнения. Это не оказывает влияния на то, что делает актёр.
Но как актёру Вам нужна "обратная связь" (Feedback) - откуда Вы её берёте? От зрителей? От понимания того, насколько Вы хороший актер?
Всё, от чего это зависит, это получаешь ли ты какую-ту роль.
Но критики всё-таки оказывают влияние на это?
Критики на это не влияют, они только развлекают, как и мы, актеры. Если Вы читаете критику в "Times" и там написано, что представление было ужасным, а потом Вы читаете в "Evening Standard", что представление было замечательно, то как это может на что-то повлиять? Люди сами должны решать, что они хотят видеть, а что нет.
Что сказала Ваша семья, когда Вы захотели стать актёром?
Нельзя сказать, что они были очень довольны. Они были реалистичны. Наверное, это долг каждой семьи, помешать детям уйти в шоубизнес. Они пытаются повернуть твою голову в нужное направление, но если ты это должен сделать, ты делаешь это. И если ты потом добиваешься успеха, то это чудесно. Но они меня поддерживали тем, что никогда не подвергали сомнению мои способности, они всегда были убеждены, что я это могу, но они просто хотели быть уверенными, что я не закончу жизнь на улице.
Если у кого-то всегда всё хорошо, он может быть плохим актёром?
Есть так много хороших актёров, у которых было среднестатистическое детство. Всё зависит от таланта. Это одна из тех вещей, которые ты, в принципе, не можешь контролировать. Как будто ты рождаешься красивым. Ты можешь это подчеркнуть, показать себя милым, загримироваться, красиво подстричь волосы, усилить твои хорошие предпосылки, но тебе не обязательно надо проживать тяжёлые времена, чтобы стать хорошим актёром.
Что Вы думаете о "method acting"? Нужно жить каким-то характером, чтобы уметь его играть?
Зависит от роли. Некоторые требуют дополнительных исследований, другие нет. Некоторые требуют силы воображения. Дэйта в "Star Trek" - про него ничего не исследуешь. Кто знает, что такое андроид? Здесь требуется сила воображения. Но если ты играешь историческую фигуру, какую я буду играть в этом мюзикле, ты читаешь книги об этом. Это не обязательно помогает, но ты иногда находишь маленькое золотое зёрнышко, которое можно использовать. Но это не полная инструкция, так что ты просто пытаешься, найти там правду и спроецировать её. Ты исследуешь, чтобы самому быть в курсе.
Этот метод, вообще то, заключается в том, разведать собственные чувства и схватиться за них. Я учился в Страсбургском Институте (Strasberg Institute) в Нью-Йорке, а этому едва ли можно где-нибудь научиться еще, кроме него.
Вам лично это помогло, научиться всему этому о профессии актёра? Это сильно звучит как психология...
Да, в самом деле. Честно говоря, для меня это было довольно неприятно. Я лучше пойду к своему психиатру, чем в актёрский класс, где учитель изображает из себя психиатра.
Должен ли актёр обнажаться?
Да. Это задача актёра когда нужно, в определённом месте, унизить своего героя, обнажиться. Ты должен это делать если играешь дурака или клоуна. Я видел Йана Холма в роли короля Лир, в прошлую ночь в Национальном театре. Действительно очень выдающийся актёр. Это был очень маленький театр, мало людей. И душевном смятении король Лир, на определённом месте в пьесе, вдруг роняет всю свою одежду и внезапно перед тобой стоит Йан Холм, в этом театре, абсолютно голый, и я подумал, "Какой мужественный человек. Не думаю, что я мог бы это сделать". И у меня было ощущение, что у Йана Холма не было никаких проблем с этим. Он столько лет столькими способами обнажался, что раздеться ничего не значит, по сравнению с тем, насколько "обнажённым" он показал себя эмоционально.
Вы не разу не играли на Бродвее обнажённым?
Я должен был, но до этого еще не дошло, потому что пьеса была снята с показа. Это была пьеса в четырёх актах, и эта сцена была в четвёртой части, и мы её ещё не репитировали, когда пьесу сняли. Поэтому мне не пришлось этого делать. Но не думаю, что чувствовал бы себя хорошо при этом.
Поговорим о Шекспире. Вы бы хотели играть в Лондоне Шекспира?
В колледже я играл Шекспира, и однажды я бы хотел сыграть Шейлока. Но я не знаю, хотел бы я попробовать это в Лондоне, хотя я почему-то думаю, что Англия очень приветлива к американцам, пробующих свои силы в Шекспире. В Америке никто не интересуется американцами, играющими Шекспира. Американцы любят, когда британцы играют Шекспира. И тому есть только одна причина: они хорошо это говорят слова. Мы в Америке любим британский акцент. Как британский актёр ты должен почти что неизбежно иметь успех, потому что Америка любит британский акцент. И, возможно, Англия в свою очередь, любит если американец играет Шекспира. Да, я очень хотел бы заняться этим. Всё, что я могу сделать, это пойти на сцену и надеяться, что это побудит кого-нибудь, дать мне роль Шейлока.
Это какой-то новый путь, который Вы преследуете, возврашаясь на Бродвей, назад на сцену?
Это была не моя идея, потому что мне действительно доставляет удовольствие, сниматься в фильмах. Я люблю съёмочную площадку, я люблю весь процесс, я люблю тот факт, что каждый день ты делаешь что-то другое. Работа на сцене может быть очень истощающей, если ты не работаешь над своей ролью каждый день, тогда это становится интересным для тебя, но я думаю, главная причина моего возвращения на сцену та, что я хочу, чтобы в моём некрологе стояло "Сцена, кино и телевидение", а так будет только, если я буду продолжать работать на сцене.
На Вас производит впечатление, что Вы имеете прямой контакт к публике, занимаетесь этим весь вечер?
Я десять лет играл в театре Нью-Йорка, был задействован в 25 пьесах. Правда, это было 12 лет назад, и я подумал, что настало время возвращаться. И это правда, ты должен играть пьесу без пауз, но это действительно получается короткий день, по сравнению с работой в кино, где три часа - максимум.
Но это ведь намного интенсивнее?
Именно, это более интенсивная концентрация, которой нельзя срываться. Как только занавес поднялся, напряжение должно держаться до конца.
Для Вас это более волнующе?
Не более волнующе. Это просто волнующе.
Я всегда хотел заниматься этим, всё-таки я к этому стремился, играть в театре, но я всегда был влюблён в кино. Если тебе повезло и ты можешь работать актёром, то на это всё! Не важно, сцена ли, телевидение или кино, ты должен благодарить свою счастливую звезду, потому что есть так много людей, который делают это по крайней мере настолько же одарённо, как ты, если не лучше. Определённая доля удачи - самое важное для актёра.
Вы думаете, Вы смогли бы делать "шоу одного человека", как Патрик Стюарт в "Christmas Carol"?
Я думаю, да. Только должен быть подходящий материал. У меня есть пара идей о вещах, которыми бы я хотел заняться, но у меня ещё не было времени записать их.
Кстати, записать... Недавно в чате в Интернете Вы упомянули, что Вы пишите. Что Вы пишите? Сценарии?
Нет, я пишу роман. Книга об одном актёре в Голливуде в 1938 году, бывшем звездой в сериале класса "Б". Сериал кончился, и он не смог найти другой работы, поэтому он становится частным детективом и работает на кинозвёзд.
Есть какая-то реальная персона, о котором Вы думаете, или это чистая фантазия?
Это только фантазия. Это я. Это был бы я.
Вы бы хотели быть частным детективом?
Ну, я бы стал этим. Идея пришла мне в голову, когда сериал "Следующее поколение" подошёл к концу и я спрашивал себя, был ли это конец моей карьеры. К счастью, это оказалось не так, но такая возможность существовала. Есть так много актёров, которых идентифицируют с одной ролью, что ничего другого им не предлагают, и когда сериал закончился, мне задавали этот вопрос чаще, чем кому-либо другому: "Вы думаете, Вы будете ещё когда-нибудь играть другую роль?". Тогда я всегда отвечал: "Посмотрите на Шона Коннери. Никто не думал, что он когда-нибудь будет играть что-нибудь, кроме Джеймса Бонда. Он очень постарался с тех пор."
У Вас уже есть издатель для Вашей книги?
Да, он у меня есть.
Вас узнают в обществе. Вы можете жить с тем, что не можете пойти в супермаркет без того, чтобы Вас не узнали?
Со мной такого по-настоящему ещё никогда не случалось. Меня иногда узнают, но не так часто. Вчера я ездил по всему Лондону, и только один-единственный человек узнал меня. В основном, это приятно и мне редко досаждают, так что у меня с этим никакой проблемы нет. Я могу себе представить, что есть люди, для которых это очень сложно. Я думаю, у Патрика Стюарта дела в этом плане намного хуже, потому что никто в Мире не выглядит так, как он, а он всегда так выглядит, и меня в основном узнают тогда, когда я вместе с Патриком.
Недавно Вы работали с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау - у Вас было ощущение, что Вам надо доказать себя как актёра?
Не настолько доказать. Я просто не хотел, чтобы они после первой сцены со мной посмотрели друг на друга и сказали: "ЧТО это? Что он делает?" Они были невероятно великодушны. Один из самых замечательных моментов во всей моей карьере был, когда я репетировал одну смешную сцену, и я нервничал, а он спросил, не против ли я, если он кое-что попробует, одну маленькую смешную сценку, и я сказал "Пожалуйста!". Он сделал это, и мы это засняли, и мы снимали эту сцену два или три раза, а потом режиссёр подошла к нам и сказала "не получается, Джек". Он сказал: "Да, я только хотел попробовать, ты права, не работает." Она сказала: "Давайте вырежем эту сцену, он ответил "О'кей", и она уже хотела повернуться, когда я сказал "Знаешь, по-моему, я знаю, почему это не работает", и он спросил: "Почему?", я ответил: "Ну, если ты сделаешь это так-то и так-то...", и он сказал: "Ага, точно, спасибо, как раз то, что нужно", и мы сделали это ещё раз. Получилось прекрасно, и так это и будет в фильме. Это был волнующий момент, быть в состоянии сказать Джеку Леммону, как надо снимать смешную сцену. Для меня это было довольно иронично и незабываемо.
В "В открытом море" Вы много поёте и танцуете. Вы брали уроки?
Я должен был много репетировать, но уроков я не брал. Я уже играл в мюзиклах, так что я уже немного умел петь и танцевать.
Будет ли пластинка к мюзиклу "1776"?
Я не знаю. Я пытался убедить продюсеров, но еще не знаю как они поступят.
Говорили, что Вы, возможно, выпустите второй CD...
Нет никаких серьёзных планов. Я не настоящий певец, не как Фрэнк Синатра. Я делал это просто ради удовольствия и потому что у меня была возможность, но я не хочу продолжать в этом направлении. Я - певец на Бродвее, это я могу, но я не музыкант.
Для "В открытом море" Вы упражнялись в английском акценте. Вы бы справились с французским или немецким или даже итальянским акцентом?
Думаю, да. Я работал с немецким режиссёром над "Днём Независимости" и, конечно, я постоянно подражал его акценту, и я кое с кем изучал акцент для "В открытом море". Если бы мне на самом деле пришлось бы играть итальянца или немца, я бы над этим поработал.